|
|
||||
|
|||||
АССОЦИИРОВАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
УЧЕНЫХ, ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ (ИЗ
ОПЫТА Томского РУСО) Свою научно-теоретическую и просветительскую деятельность
Томская региональная организация РУСО
строит, руководствуясь принципами объективности, научной
достоверности, историзма и диалектики. Особое значение придается принципу
коллективизма как совместного творчества на основе открытости, диалога,
взаимопонимания и ответственности. Фундаментальной проблемой, над которой
думают, спорят ученые (РУСО) является теория и практика социализма, потому
что какую бы из сегодняшних важных и актуальных, социальных проблем
России мы ни пытались решить всерьез
и результативно, мы неизбежно выйдем на вопросы либо теории социализма, либо
исторического опыта построения социализма в СССР. Семьдесят лет Советской
власти - это история беспрецедентного восхождения россиян к высотам
общественного устройства, образ которого сконструировала вековая мысль
человечества. Её творил народ в меру развитости своего сознания, в меру
одержимости великой идеей - одолеть в себе тварь, чтобы сделаться творцом
нового мира и нового человека. Он дерзнул первым отправиться неведомым
тернистым путем и потому не смог избежать утрат. Советский народ, советский
человек - борец, патриот, интернационалист, открытый и доверчивый как дитя,
бескорыстный и дружелюбный, самоотверженный труженик и созидатель, он жил на пределе возможного во имя достижения
всеобщего блага и всеобъемлющего мира. Российская революция и практика
построения социализма в Союзе Советских социалистических республик дали миру
бесценный опыт, даже если в чем-то он был негативным. Это - опыт
диалектического отрицания на уровне антитезиса. В соответствии с марксистской
методологией следующий вторичный виток «социально-исторической спирали»
должен быть синтезированным воспроизведением тезиса и антитезиса в иных
условиях. Он будет несравненно сложнее. И содержание его будет определяться
не столько высочайшим уровнем развития производительных сил, сколько степенью
развития подлинно человеческого в человеке. А человек вписан в историю, и
история находится в нем. Если история все-таки имеет смысл, то человек (и не
только политик, выдающийся полководец, нобелевский лауреат) обязан стать
автором и главным исполнителем всемирно-исторической драмы - творцом
истории. Становление человека творцом истории
предполагает помимо прочего разумное постижение объективной логики
исторического процесса с тем, чтобы иметь возможность избежать тупиковых
ситуаций и провалов в своей спонтанной деятельности. И эта логика постижима
лишь при условии почтительного отношения к истории. Поэтому томские ученые не могли остаться
в стороне от широко развернувшейся кампании по подготовке и проведению
празднования 400-летия города Томска. По какому-то недоразумению в ряде
предъюбилейных публикаций продолжительная история города была сведена к
истории купечества, ссыльных поселенцев и религиозных раскольников. А историю
Томска Советского периода, как оказалось, можно замолчать, умалить,
очернить... Но ее нельзя вычеркнуть. По инициативе регионального отделения
общественной организации РУСО ученые, писательская интеллигенция, видные
практические деятели - истинные патриоты - все те, кому не совестно за
Советский период Томска, провели городскую научно-практическую конференцию
«Томск Советский». Томск Советский. Материалы городской научно-практической конференции Томского регионального отделения Общероссийского общественного объединения «Российские ученые социалистической ориентации» г. Томск, 2003 г. Широкой общественности города, вузовским
преподавателям и учителям школ, непосредственно студенческой молодежи и
школьникам была предоставлена интереснейшая информация о созидании Томичами
нового уникального экономического фундамента в форме общественной собственности
на средства производства, обусловившего стремительный прорыв в сфере
промышленного и сельскохозяйственного производства, строительной индустрии и
жилищного строительства. Хозяйственный механизм общественной собственности
явил миру беспрецедентный опыт социалистического менеджмента, позволившего
большой системе стабильно развиваться и успешно конкурировать в процессах
экономического движения. Известный
в городе ученый экономист, ныне управляющий Филиала АБ «Газпромбанк» (ЗАО) в
городе Томске В.А. Гага в своем
выступлении убедительно обосновал задачу нынешних экономистов-конкретчиков
восстановить национальный опыт. «Следует нашему предпринимательству помнить,
- заявил он, - что особенность теорий менеджмента заключается в том, что
конкретные способности нации находятся в ее генетических кодах, которые
проявляются в практике функционирования производственных комплексов». Как
патриот, он негодует оттого, что в настоящее время такая «мощнейшая в мире
система» хозяйствования, основанная на народном участии в организации
производства и анализа его результатов, за годы реформ была уничтожена только
потому, что «носила имя, в котором находилось весьма гуманное слово, ставшее
«красной тряпкой» перестройки - «социалистическая»» (Томск Советский. Томск,
2003. С. 111-112). Социалистическое соревнование, смотры
общественного производства способствовали, как следует из яркого,
документально обоснованного выступления известного историка Л. И.
Снегиревой, мобилизации резервов производства, изысканию дополнительных
источников для дальнейшего роста производительности труда, творческой
инициативы и производственной активности рабочего класса на своих и
эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Томск заводах. В своем
выступлении, озаглавленном «По законам братства», Л. И. Снегирева увлеченно
рассказала о широком патриотическом движении Томичей по оказанию шефской
помощи освобожденным от фашистов районам страны. Оно возникло в самый разгар
войны и охватило в общем порыве братской солидарности и тружеников железной
дороги и колхозников, и заводчан, и томскую интеллигенцию. Томск помогал
Донбассу и Ленинградцам, и жителям Воронежской области, и Белоруссии,
Сталинградцам и Киевлянам. Помощь Томичей стала вкладом в общее дело
советского народа по совместной борьбе против агрессора, по восстановлению
разрушенного войной народного хозяйства, по возвращению к жизни опустошенной
врагом советской земли. Это был Великий Подвиг, продемонстрировавший всему
миру силу советской экономики, грандиозный потенциал морального
политического единства, дружбы и братства народов СССР (Томск Советский. С.
73). Молодые люди получили документальное подтверждение величайшего значения
ценностей труда, солидарности, взаимопомощи, беззаветной любви к своей
Родине. Не мог не стимулировать патриотических настроений общий пафос
выступлений, выражавший смысл социалистических преобразований, - они
осуществлялись во имя человека, не только молодого, активного,
предприимчивого, а всякого, кому отечество - дом родной. Анализу непреходящих ценностей советского
периода, духовной и нравственной атмосфера Томска, традиций советской
интеллигенции, достижений народного образования и науки, физической культуры
и спорта была посвящена работа второй секции конференции «Культура, наука,
образование Томска Советского». Показательно то, что авторы неизменно
подчеркивали значимость фактора преемственности для дальнейшего
успешного продвижения российского общества вперед, недопустимость «выкорчевывания»
исторических завоеваний или «ампутации» кому-то не приглянувшихся феноменов
от сложившейся в те времена органической целостности. Оригинальную
трактовку стройотрядовского движения дал ректор Русско-немецкого центра
политехнического университета, председатель Совета ветеранов ССО Томской
области А. Фрицлер. В своем выступлении он убедительно доказал, что
студенческие стройотряды - отличная школа менеджмента и профессионализма.
Они формировали «умение мобилизовать себя на выполнение конкретной работы,
взять на себя ответственность за решение конкретного вопроса, руководить
коллективом, а иногда и подчиняться его воле». Стройотрядовцы в своем
созидательном благородном порыве в те годы не обращали внимания на время
суток, не знали усталости, не искали выгоды, меньше всего говорили о
заработке. «Мерилом жизни отряда было выполнение с высоким качеством взятых
обязательств» (Томск Советский. С. 226). Усиление в последние 2-3 года патриотической риторики на
официальном уровне с одной стороны, и активизация ксенофобных и
националистических настроений в обществе достаточно остро поставили «на
повестку дня» вопрос о теоретическом осмыслении идеи патриотизма и способах
патриотического воспитания молодежи. Поэтому Томское РУСО сочло крайне
необходимым незамедлительный диалог на эту тему, что было осуществлено в
форме научно-практической конференции «Мы нашей Родине верны».
Примечательно, что на приглашение к участию в ней откликнулись и
молодые ученые - аспиранты, и студенты, и школьники. Молодежь выступила не
только с докладами, но и со стихами и песнями в «час патриотической песни». Предложенное
на секции «Патриотизм-национализм-интернационализм» определение патриотизма
нашло поддержку у большинства присутствовавших в зале. Идея
патриотизма и молодежь. Сборник
докладов научно-практической конференции «Мы нашей
Родине верны» Скачать материалы сборника (RAR-архив PDF-файлов) Патриотизм
понимается как: 1) интимное переживание человеком
своей принадлежности и привязанности (любви) к Земле и людям - малой и
большой Родине, и экзистенциального чувства боли за ее неблагополучие; 2) осознание своей ответственности за
ущемление прав Родины, ее суверенитета, за причинение ей страданий; 3) активная деятельность, борьба за
благополучие, процветание и прогресс Родины. Было
подчеркнуто, что патриотизм - это личностное качество человека, способного к
адекватной социальной, этнической и культурной самоидентификации. Отсутствие
этого качества приводит человека к безразличию, цинизму и шовинистическому
мракобесию. Формируется оно под влиянием реального бытия людей, личного
опыта и целенаправленного патриотического воспитания и самовоспитания. В
этой связи необычайно действенным стало выступление П. А. Глазырина,
участника Великой Отечественной войны, прошедшего с боями по всей Восточной
Европе и не избежавшего участи узника концлагеря. Особая ценность его
выступления состоит в том, что он сосредоточил свое
внимание не на воспроизведении конкретных операций, а на размышлении о
смысле своего (тогда восемнадцатилетнего юноши) участия в войне против
гитлеровского фашизма. Он, вдохновленный образом Павла Корчагина, подвигами
героев гражданской войны, самоотверженно служил Родине. И по сей день (в свои
80 лет) Порфирий Арсентьевич живет активно, азартно, с сознанием высочайшей
ответственности и долга перед отечеством, живет так «чтобы не было мучительно
больно за бесцельно прожитые годы». Значимость общения молодых так с такими
ветеранами войны трудно переоценить. Проблемам
современного содержания патриотического воспитания, отыскания новых форм его
были посвящены выступления участников специальной секции «Патриотическое
воспитание молодежи: опыт и проблемы». Новый взгляд на проблему представил
ученый и педагог с большим стажем Ф. Н. Подустов, докторант педагогического
университета, и свой взгляд четко обозначил студент медуниверситета Р. С.
Смышляев. Для того и другого очевидно, что работа не должна сводиться к
военно-патриотическому воспитанию. В ней следует решать более широкий круг
задач формирования личности, способной к адекватной самоидентификации, к
определению своей гражданской позиции и к активной борьбе за честь и
достоинство Родины легитимными средствами. Как показала дискуссия, вызванная
выступлением Р. Смышляева, молодежь не четко представляет, где проходит
грань между патриотизмом и национализмом, между дозволенными и
противоправными действиями патриотов. Из
спектра выступлений, в которых был представлен опыт патриотического
воспитания следует выделить три. Г.И.Иванова изложила 10-летний опыт
проведения городских и внутриуниверситетских олимпиад «Подвиг по спасению
Родины в Великой Отечественной войне». Нынешняя олимпиада ориентирована на
выявление знаний о подвиге молодежи, и это чрезвычайно важно. Немалый опыт накоплен в городе и по проведению межвузовских олимпиад «Ратная слава России». Цель их состоит в овладении студентами знанием конкретных боевых операций, обнаружение секретов стратегии и тактики противоборствующих сторон. Подготовка к олимпиадам требует колоссальных усилий в плане самостоятельного изучения специальной литературы, вдумчивого анализа нередко весьма противоречивых суждений и умения делать правильные выводы. Опытом
организации деятельности клуба «Поэтическая Россия» по патриотическому
воспитанию школьников щедро поделилась Н. Н. Ларичева, преподаватель одной
из гимназий. Педагог оказался способным погружать детей в атмосферу эпохи, в
мир чувств, переживаний их прадедушек и прабабушек и вызвать самое серьезное
отношение к тем ценностям и идеалам, которыми они жили и которые вдохновляли
их на героизм и подвиг во славу отчизны. Опытный педагог предоставил
организаторам конференции сценарий собственного сочинения на тему «Строки,
опаленные войной». Вместе с другими материалами он помещен в приложении
сборника «Идея патриотизма и молодежь», который совсем скоро увидит свет и,
надеемся, поможет всем заинтересованным овладеть имеющимся опытом
патриотического воспитания молодежи.
Из книги «МОЛОДЁЖЬ –
НАСЛЕДНИЦА ПОБЕДЫ». Омск,2005, с.393 -397.
|
|||||