АССОЦИИРОВАННОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНЫХ,

ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ (ИЗ ОПЫТА Томского  РУСО)

 

  Свою научно-теоретическую и просветительскую деятельность Томская региональная организация РУСО  строит, руководствуясь принципами объективности, научной достоверности, исто­ризма и диалектики. Особое значение придается принципу коллективизма как совместного творчества на основе открытости, диалога, взаимопони­мания и ответственности.

   Фундаментальной проблемой, над которой думают, спорят ученые (РУ­СО) является теория и практика социализма, потому что какую бы из сего­дняшних важных и актуальных, социальных проблем России  мы ни пытались решить всерьез и результативно, мы неизбежно выйдем на вопросы либо тео­рии социализма, либо исторического опыта построения социализма в СССР. Семьдесят лет Советской власти - это история беспрецедентного восхождения россиян к высотам общественного устройства, образ которого сконст­руировала вековая мысль человечества. Её творил народ в меру развитости своего сознания, в меру одержимости великой идеей - одолеть в себе тварь, чтобы сделаться творцом нового мира и нового человека. Он дерзнул первым отправиться неведомым тернистым путем и потому не смог избежать утрат. Советский народ, советский человек - борец, патриот, интернационалист, от­крытый и доверчивый как дитя, бескорыстный и дружелюбный, самоотвер­женный труженик и созидатель,  он жил на пределе возможного во имя дос­тижения всеобщего блага и всеобъемлющего мира. Российская революция и практика построения социализма в Союзе Советских социалистических рес­публик дали миру бесценный опыт, даже если в чем-то он был негативным. Это - опыт диалектического отрицания на уровне антитезиса. В соответствии с марксистской методологией следующий вторичный виток «социально-исторической спирали» должен быть синтезированным воспроизведением тезиса и антитезиса в иных условиях. Он будет несравненно сложнее. И со­держание его будет определяться не столько высочайшим уровнем развития производительных сил, сколько степенью развития подлинно человеческого в человеке. А человек вписан в историю, и история находится в нем. Если ис­тория все-таки имеет смысл, то человек (и не только политик, выдающийся полководец, нобелевский лауреат) обязан стать автором и главным исполни­телем всемирно-исторической драмы - творцом истории.

   Становление человека творцом истории предполагает помимо прочего разумное постижение объективной логики исторического процесса с тем, чтобы иметь возможность избежать тупиковых ситуаций и провалов в сво­ей спонтанной деятельности. И эта логика постижима лишь при условии почтительного отношения к истории.

   Поэтому томские ученые не могли остаться в стороне от широко раз­вернувшейся кампании по подготовке и проведению празднования 400-летия города Томска. По какому-то недоразумению в ряде предъюбилей­ных публикаций продолжительная история города была сведена к истории купечества, ссыльных поселенцев и религиозных раскольников. А историю Томска Советского периода, как оказалось, можно замолчать, умалить, очернить... Но ее нельзя вычеркнуть. По инициативе регионального отде­ления общественной организации РУСО ученые, писательская интелли­генция, видные практические деятели - истинные патриоты - все те, кому не совестно за Советский период Томска, провели городскую научно-практическую конференцию «Томск Советский».

 

 

Томск Советский. Материалы городской научно-практической конференции

Томского регионального отделения

Общероссийского общественного объединения

«Российские ученые социалистической ориентации»

г. Томск, 2003 г.

 

   Широкой общественности города, вузовским преподавателям и учите­лям школ, непосредственно студенческой молодежи и школьникам была предоставлена интереснейшая информация о созидании Томичами нового уникального экономического фундамента в форме общественной собст­венности на средства производства, обусловившего стремительный прорыв в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, строи­тельной индустрии и жилищного строительства. Хозяйственный механизм общественной собственности явил миру беспрецедентный опыт социали­стического менеджмента, позволившего большой системе стабильно развиваться и успешно конкурировать в процессах экономического движения.

Известный в городе ученый экономист, ныне управляющий Филиала АБ «Газпромбанк» (ЗАО) в городе Томске  В.А. Гага в своем выступлении убе­дительно обосновал задачу нынешних экономистов-конкретчиков восстано­вить национальный опыт. «Следует нашему предпринимательству помнить, - заявил он, - что особенность теорий менеджмента заключается в том, что конкретные способности нации находятся в ее генетических кодах, которые проявляются в практике функционирования производственных комплек­сов». Как патриот, он негодует оттого, что в настоящее время такая «мощ­нейшая в мире система» хозяйствования, основанная на народном участии в организации производства и анализа его результатов, за годы реформ была уничтожена только потому, что «носила имя, в котором находилось весьма гуманное слово, ставшее «красной тряпкой» перестройки - «социалистиче­ская»» (Томск Советский. Томск, 2003. С. 111-112).

   Социалистическое соревнование, смотры общественного производства способствовали, как следует из яркого, документально обоснованного вы­ступления известного историка Л. И. Снегиревой, мобилизации резервов производства, изысканию дополнительных источников для дальнейшего роста производительности труда, творческой инициативы и производст­венной активности рабочего класса на своих и эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Томск заводах. В своем выступлении, озаглавленном «По законам братства», Л. И. Снегирева увлеченно расска­зала о широком патриотическом движении Томичей по оказанию шефской помощи освобожденным от фашистов районам страны. Оно возникло в самый разгар войны и охватило в общем порыве братской солидарности и тружеников железной дороги и колхозников, и заводчан, и томскую интел­лигенцию. Томск помогал Донбассу и Ленинградцам, и жителям Воронеж­ской области, и Белоруссии, Сталинградцам и Киевлянам. Помощь Томи­чей стала вкладом в общее дело советского народа по совместной борьбе против агрессора, по восстановлению разрушенного войной народного хо­зяйства, по возвращению к жизни опустошенной врагом советской земли. Это был Великий Подвиг, продемонстрировавший всему миру силу совет­ской экономики, грандиозный потенциал морального политического един­ства, дружбы и братства народов СССР (Томск Советский. С. 73). Моло­дые люди получили документальное подтверждение величайшего значе­ния ценностей труда, солидарности, взаимопомощи, беззаветной любви к своей Родине. Не мог не стимулировать патриотических настроений об­щий пафос выступлений, выражавший смысл социалистических преобра­зований, - они осуществлялись во имя человека, не только молодого, ак­тивного, предприимчивого, а всякого, кому отечество - дом родной.

   Анализу непреходящих ценностей советского периода, духовной и нрав­ственной атмосфера Томска, традиций советской интеллигенции, достиже­ний народного образования и науки, физической культуры и спорта была посвящена работа второй секции конференции «Культура, наука, образова­ние Томска Советского». Показательно то, что авторы неизменно подчеркивали значимость фактора преемственности для дальнейшего успешного продвижения российского общества вперед, недопустимость «выкорчевы­вания» исторических завоеваний или «ампутации» кому-то не приглянув­шихся феноменов от сложившейся в те времена органической целостности.

Оригинальную трактовку стройотрядовского движения дал ректор Русско-немецкого центра политехнического университета, председатель Совета вете­ранов ССО Томской области А. Фрицлер. В своем выступлении он убеди­тельно доказал, что студенческие стройотряды - отличная школа менеджмен­та и профессионализма. Они формировали «умение мобилизовать себя на вы­полнение конкретной работы, взять на себя ответственность за решение кон­кретного вопроса, руководить коллективом, а иногда и подчиняться его воле». Стройотрядовцы в своем созидательном благородном порыве в те годы не об­ращали внимания на время суток, не знали усталости, не искали выгоды, меньше всего говорили о заработке. «Мерилом жизни отряда было выполне­ние с высоким качеством взятых обязательств» (Томск Советский. С. 226).

Усиление в последние 2-3 года патриотической риторики на официальном уровне с одной стороны, и активизация ксенофобных и националистических настроений в обществе достаточно остро поставили «на повестку дня» вопрос о теоретическом осмыслении идеи патриотизма и способах патриотического воспитания молодежи. Поэтому Томское РУСО сочло крайне необходимым незамедлительный диалог на эту тему, что было осуществлено в форме науч­но-практической конференции «Мы нашей Родине верны». Примечательно, что на приглашение к участию в ней откликнулись и молодые ученые - аспи­ранты, и студенты, и школьники. Молодежь выступила не только с докладами, но и со стихами и песнями в «час патриотической песни». Предложенное на секции «Патриотизм-национализм-интернационализм» определение патрио­тизма нашло поддержку у большинства присутствовавших в зале.

 

 

Идея патриотизма и молодежь.

Сборник докладов научно-практической конференции

«Мы нашей Родине верны»

 

Скачать материалы сборника (RAR-архив PDF-файлов)

 

Патриотизм понимается как:

1)  интимное переживание человеком своей принадлежности и привя­занности (любви) к Земле и людям - малой и большой Родине, и экзистен­циального чувства боли за ее неблагополучие;

2)  осознание своей ответственности за ущемление прав Родины, ее су­веренитета, за причинение ей страданий;

3)  активная деятельность, борьба за благополучие, процветание и про­гресс Родины.

Было подчеркнуто, что патриотизм - это личностное качество человека, способного к адекватной социальной, этнической и культурной самоиден­тификации. Отсутствие этого качества приводит человека к безразличию, цинизму и шовинистическому мракобесию. Формируется оно под влияни­ем реального бытия людей, личного опыта и целенаправленного патриоти­ческого воспитания и самовоспитания.

В этой связи необычайно действенным стало выступление П. А. Глазырина, участника Великой Отечественной войны, прошедшего с боями по всей Восточной Европе и не избежавшего участи узника концлаге­ря. Особая ценность его выступления состоит в том, что он сосредоточил

свое внимание не на воспроизведении конкретных операций, а на размышле­нии о смысле своего (тогда восемнадцатилетнего юноши) участия в войне против гитлеровского фашизма. Он, вдохновленный образом Павла Корчаги­на, подвигами героев гражданской войны, самоотверженно служил Родине. И по сей день (в свои 80 лет) Порфирий Арсентьевич живет активно, азартно, с сознанием высочайшей ответственности и долга перед отечеством, живет так «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Значи­мость общения молодых так с такими ветеранами войны трудно переоценить.

Проблемам современного содержания патриотического воспитания, отыскания новых форм его были посвящены выступления участников спе­циальной секции «Патриотическое воспитание молодежи: опыт и пробле­мы». Новый взгляд на проблему представил ученый и педагог с большим стажем Ф. Н. Подустов, докторант педагогического университета, и свой взгляд четко обозначил студент медуниверситета Р. С. Смышляев. Для то­го и другого очевидно, что работа не должна сводиться к военно-патриотическому воспитанию. В ней следует решать более широкий круг задач формирования личности, способной к адекватной самоидентифика­ции, к определению своей гражданской позиции и к активной борьбе за честь и достоинство Родины легитимными средствами. Как показала дис­куссия, вызванная выступлением Р. Смышляева, молодежь не четко пред­ставляет, где проходит грань между патриотизмом и национализмом, меж­ду дозволенными и противоправными действиями патриотов.

Из спектра выступлений, в которых был представлен опыт патриотического воспитания следует выделить три. Г.И.Иванова изложила 10-летний опыт проведения городских и внутриуниверситетских олимпиад «Подвиг по спасе­нию Родины в Великой Отечественной войне». Нынешняя олимпиада ориен­тирована на выявление знаний о подвиге молодежи, и это чрезвычайно важно.

Немалый опыт накоплен в городе и по проведению межвузовских олимпиад «Ратная слава России». Цель их состоит в овладении студентами знанием конкретных боевых операций, обнаружение секретов стратегии и тактики противоборствующих сторон. Подготовка к олимпиадам требует колоссальных усилий в плане самостоятельного изучения специальной ли­тературы, вдумчивого анализа нередко весьма противоречивых суждений и умения делать правильные выводы.

Опытом организации деятельности клуба «Поэтическая Россия» по патрио­тическому воспитанию школьников щедро поделилась Н. Н. Ларичева, препо­даватель одной из гимназий. Педагог оказался способным погружать детей в атмосферу эпохи, в мир чувств, переживаний их прадедушек и прабабушек и вызвать самое серьезное отношение к тем ценностям и идеалам, которыми они жили и которые вдохновляли их на героизм и подвиг во славу отчизны. Опыт­ный педагог предоставил организаторам конференции сценарий собственного сочинения на тему «Строки, опаленные войной». Вместе с другими материала­ми он помещен в приложении сборника «Идея патриотизма и молодежь», кото­рый совсем скоро увидит свет и, надеемся, поможет всем заинтересованным ов­ладеть имеющимся опытом патриотического воспитания молодежи.

 

                                                                 Из книги  «МОЛОДЁЖЬ – НАСЛЕДНИЦА ПОБЕДЫ». Омск,2005, с.393 -397.

 

Вернуться к началу

 

© 2005-06 All rights reserved

WebSupport/Design: Р.Смышляев

 

Используются технологии uCoz